Нет чего-то «недуховного», только человек из присущих ему социальных и культурных установок что-то назначает духовным и недуховным. Но есть то, что в человеке называют — бессознательностью, заблуждением, неведением, омрачением. А это есть у подавляющего большинства — просто потому, что это свойство ума, нас научили с детства отождествляться со своим телом и умом, с той личностью, образ которой у вас сформировался в вашем восприятии, осознается он или нет, приятен по большей части вам этот образ или нет.
И это то, что мы можем вывести на свет своего осознования, перестать блуждать в этом из-за бессознательных программ мышления и реакций, перестать страдать, создавать негативные ситуации, находиться в затяжных негативных состояниях, из которых затем выкарабкиваемся.
Поэтому, я затронула только одну видимую часть того, что можно назвать духовностью — но не единственную. Эта часть про осознование своей «темноты», не оправдание, не приукрашивание. Ум человека любое конкретное детство может сделать не до конца прекрасным, в котором что-то да не так, чего хотелось — не было получено, и воспроизводить состояние несчастья, есть для этого реальный повод или же нет. Потому что природа ума — неудовлетворенность. А состояние любви, к которому мы все стремимся, находится за пределами ума. В состоянии любви ум затихает.
В чем же духовность заключается — в пении мантр, в ритуалах — ведических/буддийских, в сидении в випасане, наблюдении за дыханием? Если говорить про методы, это тоже, но это может быть эффективным только на то время, пока вы это делаете. И это эффективно особенно, если вы полностью в этой среде, делаете это основой своей жизни. А не от случая к случаю, или когда вы используете эти методы больше для того, чтобы переключиться с рутины своей жизни. В таком случае, всё это классно помогает отдохнуть, перезагрузиться — так же как и хорошая баня, качественный массаж.
Ведь заметьте, что очень скоро после вашего возвращения в привычную среду — все результаты после «духовного времяпровождения» как рукой снимает, вас затягивают ваши же эмоции, люди и события триггерят вас и вновь вы стремитесь уйти от того, что тяготит. Если только вы это не подавляете, надев на себя новую личность «духовного благостного человека». Или, как делают большинство — свыкаются со своими различными эмоциями, реакциями, с происходящим в жизни: «А разве может быть по-другому? А как? Ой, для этого надо столько всего менять в себе, ну это слоожно. И так сойдёт, сильно не мешает, оставлю всё как есть».