где твое внимание
Потерянная естественность
Как дети потеряли естественность, легкость и живость.
Этими детьми были мы с вами.
Я много изучаю систему воспитания, созданную Марией Монтессори. И вижу, а также знаю по своему жизненному опыту, откуда родом многие из сегодняшних взрослых - из тех мест детства, где в основном учились прятать эмоции, прятать то, что на самом деле хотелось, учились подстраиваться под систему, чтобы не получать наказаний, а получать любовь и признание. В итоге все мы взрослые научились быть взрослыми с отрезанными чувствами, закостенели в своей броне и превратились в эмоциональных калек. Настоящее чувствование мира, увлеченность и азарт, любовь к труду и деятельности, взаимоуважение, доброта и бескорыстие отошли на второй план - так как в детстве в основном игнорировались, не находили отклика в том окружении, где мы выросли.
Ниже привожу небольшую выдержку из статьи, написанной Алексеем Цветковым, монтессори-педагогом. То, о чем он пишет хорошо отражает и нынешнее положение дел. И то, откуда берутся во взрослых людях неумения адаптироваться к жизни, дисбаланс и отсутствие гармонии, дисбаланс в разных сферах жизни. И просто ощущение безвыходности и рутинности жизни. Прямо сейчас почти каждый человек являет собой наглядную иллюстрацию этого.
Навыки академической школы
Чему же может научиться ребёнок за 10 лет в традиционной школе помимо тех знаний, которые содержатся в программе обучения?

1) Принимать знания и информацию на веру. (Учитель и учебник – основной источник информации, которую просто нужно заучить, воспроизводить и применять по заданному алгоритму. На многочисленные вопросы детей отвечать нет времени... Критическому мышлению, оценке и анализу информации детей не учат, хотя это один из ключевых навыков нашего времени).
2) Давать ожидаемые «правильные» ответы, а не разумные, творческие и обоснованные. («Отл» ставят за ответы, которые уже известны, а не за глубину понимания, творческий подход к решению задачи или нахождение лучшего решения. Хотя именно это является дефицитной и востребованной компетенцией на рынке труда).
3) Ребенок привыкает, что ближнему помогать запрещено. (Подсказка, совместная работа на уроке или даже общение с соседом по парте запрещены. Хотя без навыков сотрудничества и командной работы взрослому человеку будет очень сложно).
4) Отсутствие уважения к себе и другим становится нормой для ребёнка. («Допросы» у доски, обращение по фамилии, публичная оценка и выговоры, необходимость спрашивать разрешения выйти в туалет не имеют ничего общего с уважением, равенством и чувством собственного достоинства).
5) Ребенок привыкает подчиняться и понимает, что ничего не может изменить. (Не важно, чем интересуется, думает, чувствует ребёнок – есть уроки по расписанию и выданные задания, которые он просто обязан посещать и делать. А еще нужно сидеть несколько уроков по 45 минут на твердом стуле без возможности размяться и общаться да еще и скучно...).
6) Ребенок учится обманывать. (Если ребенок скажет правдиво, что зачитался интересной книгой вместо того, чтобы сделать домашнее задание, то учитель вряд ли сочтёт это уважительной причиной и порадуется, что ребенок сказал правду.... Но вот если скажет, что болела голова или забыл учебник, то проблем будет меньше...).
Много ли мы найдем свободномыслящих, творческих, смелых, открытых новому, сознательных, социально ответственных, счастливых, радостных, небезразличных людей с доброй волей после 10 лет такого натаскивания?
текст и фото http://montessoriclub-online.ru
Многих ли счастливых взрослых людей вокруг себя вы знаете? По-настоящему счастливых - они не говорят без конца об этом, не выставляют свою жизнь напоказ лишь бы снова подтвердить свое счастье? А спокойных и живущих гармонично и легко? Не в смысле - все им легко дается, хотя и это нередко, а в смысле легкости отношения к самым разным жизненным ситуациям (не путайте с легкомысленностью, отсутствием ответственности)?

Дети, растущие в любви, в открытости новым опытам, в свободной поощряемой любознательности, в самообучении и обучении друг у друга, открывающих новое под чутким руководством взрослых, которые только дают толчок, но не навязывают своих идей и представлений о том как должно происходить что-либо - показывают нам как мы сами заблуждаемся, какими можем быть и как трудно от отказаться от привычных схем мышления, даже если они только воспроизводят привычные тревоги, убеждения. Мы их умеем только преодолевать - бороться сами с собой. Потому что нарушены газовые связи с чутким отношением прежде всего к себе - к своему телу к желаниям к потребностям и через это и к другим, оружаюищим нас живым существам. Мы не можем доверять своим чувствам и эмоциям - потому что они уже не настоящие - это как слушать желания тела в еде, которое приучено к фастфуду.

Наш мозг очень пластичен, и
Свежие записи в блоге